Загнаться дотла: как Скотт Кокер развалил два промоушна

Скотт Кокер Bellator

Ноябрь 2023-ого в календаре мира смешанных единоборств отметился не только громкими ивентами, но и крупной сделкой – Лига профессиональных бойцов приобрела Bellator, который за почти 10-летнее существование провёл 301 турнир. Теперь к основному названию промоушна прибавится громкая приписка, и Bellator International Champions Series станет одним из пяти подразделений PFL с восемью событиями в год. Предполагается, что все действующие бойцы лиги смогут выступать в ивентах PFL — а руководители, включая Скотта Кокера, останутся на своих должностях.

Похожая ситуация была в 2011-м году, когда материнская компания UFC Zuffa выкупила Strikeforce, который также был под крылом Кокера. Президент остался на своём посту, а сама организация просуществовала ещё около двух лет. После истечения контрактов бойцы либо подписались в UFC, либо ушли свободными агентами в другие промоушны. К слову, в текущей ситуации спортсмены Bellator и стали основной причиной сделки. Таким образом, уже второе детище Скотта оказалось промежуточным в пищевой цепи экосистемы вселенной смешанных единоборств.

Предлагаем пробежаться по краткой, но такой большой истории промоутера, чтобы разобраться в его менеджерской компетентности. Для воодушевления вспомним саундтрек Вангелиса к фильму «Огненные колесницы», чтобы наложить его на лучшую сторону деятельности Кокера.

Новатор из андерграунда

К 1992 году он был не только опытным знатоком боевых искусств, который, помимо прочих достижений, работал каскадёром и взаимодействовал со знаменитым тренером Хабиба Нурмагомедова Хавьером Мендесом. Скотт основал собственный промоушн Strikeforce, заключил эпохальную сделку с К-1 и стал их представителем в штатах. Его бойцы могли выступать в Японии, и наоборот. Противостояния транслировал телеканал ESPN, с которым был заключён эксклюзивный контракт.

Загоревшись успехом UFC, Кокер также решил изучить рынок смешанных единоборств. Таким образом, в марте 2006-ого состоялся первый турнир под баннером Strikeforce ММА, который возглавили Фрэнк Шемрок и Сесар Грэйси. И если бы впечатления могли довести до состояния грогги, у организаторов точно бы предательски подогнулись колени – на трибунах не осталось ни одного свободного места. Дебютный ивент принёс миллион долларов и озолотил новоиспечённую лигу, однако талантливый менеджер не спешил вешать платину на запястья.

Кокер не поддался очарованию минувшего события — а отправился в андерграунд на поиски ноунеймов. Приехав на один из региональных турниров в Сент-Луисе, Скотт занял место на заднем ряду, прикрыл глаза козырьком бейсболки для анонимности и стал заносить заметки в толстую тетрадь. Результатом тех наблюдений стал дальнейший успех Тайрона Вудли. Также в списке «разблокированных персонажей» промоутера значатся Даниэль Кормье, Кейн Веласкес, Гегард Мусаси, Хорхе Масвидаль, Ник Диаз и Люк Рокхолд.

Сюда же добавим Крис Сайборг, Мишу Тейт и Ронду Роузи. То есть Кокер стал первым, кто ввёл женский дивизион в промоушн смешанных единоборств. Причём Скотту удалось разглядеть подлинные таланты: Сайборг сколотила 21 нокаут и устрашающую репутацию, Роузи взяла пояс на серии финишей исключительно в первом раунде и забетонировала имя в списке величайших бойцов среди женщин — а Тейт, чего уж, стала секс-символом, да и не только в ММА.

Полноценный конкурент UFC

Позже у Strikeforce появился новый партнёр — а вместе с ним и по-настоящему большие деньги. Ввиду чего Кокер открыл вторую тактику, прибавив к скаутингу и денежные массы. Просто посмотрите, кого промоушн тогда подписывал:

  1. Популярного нокаутёра Алистара Оверима, вышедшего на пик формы;
  2. Топового Фабрисиу Вердума;
  3. Бывшего чемпиона UFC Андрея Орловского;
  4. Конечно же, самого Фёдора Емельяненко.

Тем более, что второй и третий ушли из UFC из-за невыгодных условий контракта. Плюс тогда достаточно быстро закрылся интересный Affliction — как итог, Strikeforce собрал именитый ростер в тяжах, заполучив Фёдора как козырь. К слову, выступление «Последнего Императора» против Бретта Роджерса заработало рекордные для организации 25+ млн просмотров (по всему миру).

Плюс были конкурентные средний и полусредний дивизионы, имелись лучшие девушки на тот момент. Strikeforce навязывал не эфемерную, а настоящую конкуренцию UFC.

Нежданное затухание

Шёл 2011-ый год: промоушн проводил Гран-при в тяжеловесах, где участвовали Фёдор, Оверим, Вердум, Сергей Харитонов, Орловский, Антониу Бигфут Сильва. Признайтесь, почти идеальная сетка. Плюс имелся контракт с крупным телеканалом Showtime.

Детище Кокера стало одним из самых успешных лиг, уступая лишь UFC. Лишь финансовые дела шли на спад, на что особенно обратил внимание Дана Уайт, который и выкупил промоушн. Это было неожиданно и неочевидно для зрителей — однако, как показало будущее, в случае данного персонажа всё шокирующее является логичным.

Спустя три года Скотт получил шанс на реабилитацию и возглавил Bellator. Лига тогда существовала уже 5 лет, однако огромных успехов не достигла. И, по факту, являлась второй в мире просто потому, что WEC и Strikeforce растворились в желудочном соке UFC.

Кокер отменил систему «сезонов», развил систему скаутинга бойцов и начал вывозить ивенты за пределы США. Через несколько лет BFC действительно начал соответствовать статусу первого после порождённого Даной Уайтом монстра.

И снова летом 2023-го года неожиданно возникает история о продаже. Причём в этот раз покупателем выступает номинально менее сильная лига — PFL. Да ещё и за смешные по нынешним меркам 100 миллионов долларов (Strikeforce 12 лет назад ушёл за сумму вдвое меньшую). Как промоутер, имеющий средства киногиганта Paramount, смог дойти до краха? Теперь же предлагаем отключить саундтрек из «Огненных колесниц», иначе объект исследования превратится в пепел.

Транжира и отец поп-ММА

Кокер дал важный толчок для Strikeforce, когда искал перспективных и молодых ребят на локальных соревнованиях. Однако в Bellator он почему-то сделал ставку на противоположное: подписывать сбитых лётчиков и пытаться их делать лицами лиги. Теперь посмотрим, на кого Скотт поставил:

  • Нереализованный в UFC Фил Дэвис;
  • Перегоревший Рори Макдональд;
  • Выгнанная со скандалом из UFC Крис Сайборг;
  • Абсолютный середняк полусредневесов UFC Райан Бейдер;
  • Постаревший (увы) Йоэль Ромеро;
  • Крепкий «решенатор» Серхио Петтис, более известный как «брат Шоуйтама».

Однако есть и приятный эпизод – Гегард Мусаси покинул лигу Даны Уайта на серии из пяти побед и неплохо пошумел в Bellator. Однако это единичное исключение, обусловленное тем, что в UFC армянскому голландцу не дали нового контракта.

Скотт был замечен в ещё одном ныне популярном эксперименте – тщетных попытках придать блеск давно выцветшему металлу. А если конкретнее, то выдать фриковщину за грандиозное событие. Именно так был организован четвёртый бой Рэмпэйджа Джексона и Вандерлея Сильвы — всем же нравится смотреть, когда 40-летние дядьки дерутся исключительно на багаже заслуг десятилетней давности?

Но был ещё поединок Кимбо Слайса и Дафира Харриса, известного как «Дада 5000». Встречу двух королей уличных боёв называют одной из худших в истории, хоть предварительно и окрестили очередным «ПРОТИВОСТОЯНИЕМ ВЕКА». В результате Дада от усталости был госпитализирован, а Кимбо умер через три с половиной месяца. Фактически, данный поединок по духу полностью подходит поп-ММА. Причём состоялся за несколько лет до появления Битвы за Хайп. И это — уровень конкурента UFC? К слову, Дана Уайт уже подписывал Слайса в UFC, но его ждал полный провал в духе Си Эм Панка.

Ещё одно, пожалуй, самое пагубное действие со стороны Кокера – неправильное распоряжение средствами. Вспоминаем 2011-ый – Strikeforce был в плачевном состоянии именно за счёт трат на выплаты. За год до продажи лига тратила 72% от выручки на зарплаты, в то время как UFC – всего около 20%. Быть может, ситуация изменилась в Bellator? На 300-ом турнире Сайборг заработала 300 тысяч долларов. При этом лига выпускает слабый продакшн и имеет нулевой маркетинг в отношении самых, если так вообще можно сказать про подписантов организации, звёздных бойцов.

Энтузиаст-поисковик

Однако Скотта неправильно выставлять исключительно в негативном свете. Без него не было бы Усмана Нурмагомедова, Александра Шаблия (от которого отказался UFC), Вадима Немкова, Валентина Молдавского, Ярослава Амосова. Да, Bellator и до этого подписывал бойцов из СНГ, как Александров Шлеменко и Волкова. Но Кокер продолжил этот вектор.

Да и если отклониться от родных просторов: Майкл Пейдж — его находка. Взял и увидел в британском кикбоксёре интересного персонажа. А Майкл Чендлер, кстати, начинал в Strikeforce, с него перейдя в Bellator. Если объединить все таланты с двух промоушнов Кокера, то получится очень большой ростер классных бойцов.

Также можно вспомнить, что Скотт сделал то, до чего ранее не додумывались — целую церемонию проводов великого спортсмена. Ради последнего боя Фёдора Bellator собрал легенд в октагоне — может быть, это очень просто. Но подобных церемоний в UFC не было.

Вывод

Деятельность Скотта Кокера – это история о человеке, отдавшем всего себя боевым искусствам. Его амбиции шли в ногу с возможностями, но лишь до тех пор, пока речь не зашла о поистине больших масштабах. Он способен разглядеть талант, но какой смысл имеют навыки, если угол обзора не фиксирует то, что нужно зрителю? Какой смысл в том, что на турнире будет драться боец с безупречным рекордом, если казуальные зрители знают о нём ровно столько, сколько о нём рассказали (то есть экскурса не было)? Для чего собирать кард из легенд, если турнир не раскручен?

Интересно, что и PFL, одной из частей которой стал Bellator, является убыточной организацией. И даже пока ещё призрачные турниры с участием Фрэнсиса Нганну и Джейка Пола не гарантируют того внимания, которое приковано к UFC. А если и состоится какое-нибудь условное «Второе пришествие Конора», то либо его тут же переманит Дана Уайт, либо звезда быстро потухнет из-за сомнительного продакшна, который не подразумевает романтизацию талантливых спортсменов, а просто шинкует блёклые хайлайты на нераскрученном канале.

Также вы можете прочитать:

Вам может быть интересно

Комментарии (0)